Оригинал статьи можно прочитать на английском здесь...

Тёмная Триада состоит из трёх личностных измерений:

  • Нарциссизм (повышенное чувство собственной важности)

  • Макиавеллизм (манипулятивность)

  • Психопатия (низкая эмпатия)

Эти черты часто оцениваются с помощью быстрого инструмента, называемого "грязная дюжина":

  • Я склонен манипулировать другими, чтобы добиться своего.

  • Я склонен не чувствовать раскаяния.

  • Я склонен желать, чтобы другие восхищались мной.

  • Я склонен не заботиться о моральности своих поступков.

  • Я использовал обман или ложь, чтобы добиться своего.

  • Я склонен быть бессердечным или нечувствительным.

  • Я использовал лесть, чтобы добиться своего.

  • Я склонен стремиться к престижу или статусу.

  • Я склонен быть циничным.

  • Я склонен эксплуатировать других ради своей выгоды.

  • Я склонен ожидать особых услуг от других.

  • Я хочу, чтобы другие обращали внимание на меня.

  В исследовании, проведённом Картером и его коллегами (2014), 128 женщинам были представлены мужские персонажи с различной степенью выраженности черт тёмной триады. Физические характеристики оставались постоянными. Мужчины с тёмными чертами были оценены как значительно более привлекательные для женщин по сравнению с контрольными персонажами, не обладавшими этими чертами (с вероятностью более 99,9%, p < 0,001). Более того, привлекательность этих тёмных черт не объяснялась такими характеристиками, как экстраверсия.

Обсуждение:

  Это предполагает, что личность действительно имеет значение для женщин, но не в том виде, как часто утверждается. Вместо того чтобы предпочитать эмпатичных и ответственных мужчин, многие женщины наиболее привлекаются к нарциссичным, манипулятивным и психопатическим мужчинам.

  Эволюционная психология может объяснить этот феномен. Женщины эволюционировали, чтобы быть зависимыми и избирательными из-за большего вклада в воспитание потомства. Это привело к тому, что мужчины эволюционировали, становясь выше и сильнее в эволюционной гонке за возможности для спаривания. В ответ на это женщины, вероятно, эволюционировали, чтобы выбирать самого сильного и доминирующего мужчину, который мог бы защитить их от попыток принудить к сексу, мужского насилия в целом (гипотеза телохранителя; Уилсон и Месник, 1997), а также дать доступ к высококачественной пище и ресурсам (Гири, 2004). Этот аспект человеческой сексуальности можно проследить ещё у некоторых наших древних предков, например, у ящериц, где самки подчиняются доминирующим самцам (Иренаус Эйбль-Эйбсфельдт, 1989). Тёмные черты, такие как низкая эмпатия и жестокость, могли быть полезными в мужской внутриполовой конкуренции (Крюгер и Фицджеральд, 2011), и поэтому эти черты и привязанность женщин к ним могли развиться как социально паразитическая репродуктивная стратегия (Жерве, 2018).

  Тёмные поведенческие паттерны также могут служить честными и трудными для подделки сигналами высокого статуса, так как только мужчины с высоким статусом могут позволить себе вести себя откровенно антисоциально. Статус в данном случае определяется не только агрессией и запугиванием, но также доходом, внешностью, компетентностью и т.д. Мужчины также могли быть отобраны за способность имитировать такие сигналы доминирования (Путс, 2015). Тот факт, что не все мужчины проявляют тёмные черты, указывает на то, что мужчины эволюционировали с различными стратегиями достижения статуса (стратегия престижа против стратегии доминирования; Крюгер, 2015; Жерве, 2018), которые могут быть связаны с медленной и быстрой стратегией жизненного цикла соответственно. Стратеги с быстрой жизненной историей, как правило, проявляют более раннее половое созревание и меньший вклад в потомство по сравнению с теми, кто следует медленной стратегии жизненного цикла. Мужчины и женщины с быстрой жизненной историей, как правило, имеют более высокие показатели в Тёмной Триаде (Макдональд и др., 2012), в её экстремальном проявлении это выражается в нытье психопатического поведения у женщин и холодном психопатическом поведении у мужчин.

  Чувствительность этой темы может даже заставить женщин занижать свою привлекательность к тёмным чертам, поскольку это противоречит законам и нормам, осуждающим насилие, а также феминистским идеалам, согласно которым женщины должны быть равными мужчинам, а не подчиняться им. Таким образом, женщины могут быть ещё более привлечены к таким мужчинам, чем они признают (сдвиг социальной желательности). Предпочтения женщин к психопатическим мужчинам возможно связаны с фантазиями о изнасиловании. В конце концов, для того, чтобы изнасиловать кого-то, требуется низкая эмпатия.

  Исследование Кардума и его коллег (2017) предполагает, что существует умеренная или сильная ассоциативная связь по всем мерам Тёмной Триады среди гетеросексуальных пар, что означает, что мужчины и женщины склонны встречаться с партнерами, обладающими похожими уровнями тёмных личностных черт. Женщины с медленной жизненной историей могут быть менее заинтересованы в мужчинах с тёмной личностью, но из-за своей уступчивости (особенно податливости) и примитивной агенции они могут всё равно отдавать себя таким мужчинам.

Цитаты:

  Из Сефрина (2016): Мужчины, которые демонстрируют готовность к риску, обладают высокой самооценкой и физически внушительным телосложением, обладают качествами, которые могут быть привлекательны для женщин, но эти качества также коррелируют с агрессивным поведением (Apicella, 2014; Baumeister, Smart, & Boden, 1996; Brewer & Howarth, 2012; Frederick & Haselton, 2007; Sellet al., 2009). Мужчины, которые используют физическое насилие для получения конкурентного преимущества, могут обладать другими качествами, которые сексуально привлекательны для женщин. Это было предложено в исследовании Ребеллона и Манассе (2004), которые обнаружили, что высоко преступные мужчины сообщают о относительном успехе в привлечении женских партнёрш. Ребеллон и Манассе (2004) интерпретируют эти результаты, используя производное теории сексуального отбора, известное как «принцип ущерба» (Zahavi, 1975). Принцип ущерба предполагает, что поведение, которое может быть дорогостоящим для мужчин — например, драки и пренебрежение авторитетами, но которое ценится женщинами, возможно, за силу и храбрость, которую они символизируют — будет использоваться как тактика в мужской сексуальной конкуренции (см. также Palmer & Tilley, 1995). Исследования теории сексуального отбора также предполагают, что предпочтение этих качеств могло быть отобрано у женщин (Puts, 2010). Это помогает объяснить, почему у мужчин вообще существует склонность к насильственному поведению, поскольку мужская агрессия и предпочтение её среди женщин были отобраны в ходе человеческой предистории. Партнёрство с агрессивным и/или преступным мужчиной может иметь свои преимущества, особенно в небезопасной среде, где угрозы насилия — обычное явление. Тем не менее, проявления доминирования и физической агрессии столь же эффективно воздействуют на мужскую аудиторию, которая служит источником поощрения и подтверждения, тем самым усиливая поведение, а также его символическую ценность в культуре сверстников (Messerschmidt, 1993). Психопатические черты (отсутствие морали; межличностная враждебность) полезны для краткосрочной стратегии и коррелируют с неограниченным типом сексуального поведения. (Carter, 2014)

Список литературы:

Carter GL, Campbell AC, Muncer S. 2014. Личность Тёмной Триады: Привлекательность для женщин. Personality and Individual Differences. 56: 57-61. Geary DC, Vigil J, Byrd‐Craven J. 2004. Эволюция выбора партнёра у человека. Journal of sex research, 41(1), стр. 27-42. Wilson M, Mesnick SL. 1997. Эмпирическая проверка гипотезы телохранителя. В книге: Feminism and evolutionary biology (стр. 505-511). Springer, Boston, MA. Puts DA, Bailey DH, Reno PL. 2015. Конкурсная конкуренция у мужчин. The handbook of evolutionary psychology. стр. 1-8. Kruger DJ, Fitzgerald CJ. 2011. Репродуктивные стратегии и предпочтения в отношениях, связанные с престижными и доминирующими мужчинами. Personality and Individual Differences. 50(3): 365-9. Gervais N. 2018. СДВГ, аутизм и психопатия как жизненные стратегии: Роль толерантности к риску в эволюционной приспособленности. Seffrin PM. 2016. Гипотеза конкуренции-насилия: Пол, брак и мужская агрессия. Eibl-Eibesfeldt I. 1989. Формирование пар, ухаживание, сексуальная любовь. В: Human Ethology. Routledge. Kardum, I., Hudek‐Knezevic, J. A. S. N. A., Schmitt, D. P., & Covic, M. (2017). Ассортативное спаривание для Тёмной Триады: Доказательства положительного, начального и активного ассортимента. Personal Relationships, 24(1), 75-83. McDonald, M. M., Donnellan, M. B., & Navarrete, C. D. (2012). Подход жизненной истории к пониманию Тёмной Триады. Personality and Individual Differences, 52(5), 601-605.